Творческий репортаж


В проекте активное участие принимали родители, дети которых посещают группы с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушения интеллекта. Так как большой процент детей в этих группах составляют дети-инвалиды, то участники проекта пожелали остаться неизвестными, всего было задействовано 15 семей. Анализируя результаты наблюдений и бесед с родителями, следует отметить, что большинство опрошенных матерей заинтересованы в контакте с психологом. К высокой мотивации в заинтересованности матерей приводит как дефицит понимающего и принимающего общения, так и недостаток контактов вне семьи, социальная изолированность. Беседа показала, что большая часть родителей узнали о заболевании ребенка по признакам запаздывающего развития. Исключение составляют две мамы, которые получили это известие сразу после рождения  детей – их дети страдают ДЦП.
          Из 15 опрошенных матерей – 11 человек признались, что испытывают чувство неловкости и стыда из-за недоразвития ребенка. Трое скрывают от своих знакомых сам факт  пребывания их детей в коррекционной группе. Многие матери при первой встрече с психологом вели себя отчужденно, имея при этом множество вопросов, касающихся развития и поведения их детей. 

          Далее работа строилась таким образом, чтобы помочь матерям принять своего «реального» ребенка, с его заболеванием, множественными недостатками в развитии, а не стремиться к образу ребенка «идеального». Только приняв своего ребенка, таким, каков он есть, родители могли обрести душевное равновесие, удовлетворение жизнью.
          В связи с особенностями развития детей, имеющих множественные нарушения, что в свою очередь существенно отражалось на психическом состоянии матерей, была апробирована программа психолого-педагогического сопровождения семей Ткачевой В.В. Основная цель данной программы – оптимизация психологического состояния матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии. Работа по реализации программы проводилась в форме групповых и индивидуальных занятий, активно использовались консультативные методы, беседы. 
          На занятиях отрабатывались способы развития уверенности в себе, развитие рефлексии, повышение самооценки родителей. Многие родители, долгое время находясь в состоянии стресса, испытывая чувство стыда и вины, особо нуждались именно в повышении своей самоценности, поддержке со стороны окружающих, принятия к сведению опыта семей с подобными проблемами.
          Далее приводятся результаты исследований на начальном и контрольном этапах,  т.е. до начала психологического сопровождения и во время психологического сопровождения. Так на начало проекта активное участие принимали 5 семей, эпизодически участвовали 3 семьи и не принимали участие 7 семей.
 По окончании реализации проекта ситуация изменилась: 10 семей – принимали активное участие , 5 семей эпизодически участвовали в психокоррекционной работе.



Конспект
Занятия « Первые шаги к толерантности»
по ознакомлению с социальными отношениями
для детей старшего дошкольного возраста
              Подготовил конспект
                И провел занятие:
Педагог-психолог
О. В. Кузьмина
2010
Тема: « Первые шаги к толерантности»
Программное содержание: формирование толерантного самосознания у детей 
старшего дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающие задачи: формирование толерантности у детей дошкольного 
возраста по трем направлениям:
1. формирование позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями.
2. научение способам разрешения конфликтов («Практическая детская конфликтология»).
3. Распространение идей толерантности и практического опыта их формирования в условиях
комбинированного детского сада.
Воспитательные задачи: формирование толерантного самосознания у детей старшего 
дошкольного возраста, содействие принятию людей с ограниченными 
возможностями в условиях комбинированного детского сада.
Демонстрационный материал: изображение солнца и звезд
Раздаточный материал: сборные картинки со шнуровкой
Методические приемы: беседа, методы формирования позитивного
мышления, методы релаксации и медитации, использования треннингого круга, 
обратной связи-рефлексии.
Форма организации детей: тренинговый круг, полукруг; свободная поза для релоксации
Литература:
1. Макаренко А.С. соч. М.,1958. т.5.с.268
2.Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка: - Л.; Медицина, 1986.-280 с.
Методическая разработка конспекта занятия
Тема: «Первые шаги к толерантности».
.
Ход занятия:
1.Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с сутью понятия 
толерантность.
Пояснительная беседа по понятию «толерантность».
Педагог-психолог:
Ребята, : «Терпимость — это не уступка, снисхождение или потворство.
Терпимость - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания
универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость
не можетслужить оправданием посягательств на эти основные ценности; терпимость должны
проявлять отдельные люди, группы и государства»
(Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. 1995 г.Ст.1.2.).
2.Упражнение по принятию людей с недостатками в развитии:
Дети делятся на 3 группы:
1. «Слепой ребенок» - ребенку завязываются глаза;
2. «Глухой ребенок» - надеваются наушники;
3. «Ребенок, с детским церебральным параличом» – завязываются руки;
Остальные должны помочь данным ребятам собрать детали картины со шнуровкой.
В конце упражнения проводиться рефлексия: что чувствовали герои в данных условиях,
как им помогли окружающие их сверстники? Делаются выводы о трудностях ,
с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, об окружении
которое должно содействовать и помогать данной категории людей.
3. «Сам такой».
Психологическая игра на отработку подавленной оральной агрессии, научение
способам разрешения конфликтов.
Дети встают полукругом, один из детей встает напротив и подушкой кидает по
очереди в каждого ребенка, обзывая его каким-нибудь фруктом (или овощем,
видом транспорта — может быть использована любая тема, кроме животных), в
ответ дети кидают подушку, говоря «сам такой» или «сама такая». В конце
данного упражнения проводиться рефлексия. Психолог спрашивает каждого ребенка ,
о чувствах в момент игры, о его переживаниях и ощущениях после происходящего.
В конце делается вывод, о том, что добрые, приятные слова всегда радуют и
приносят положительный заряд энергии человеку, дарить добро - значит дарить
счастье и здоровье! Отрицательные, негативные пожелания и чувства
наносят вред и себе и окружающим!!!
4.«Сотвори солнце в себе» - сеанс релаксации по формированию позитивного
отношения к людям, так же имеющим недостатки в развитии.
Педагог-психолог (спокойно и непринужденно):
« Ребята, сядьте так, как вам удобно. Закройте глазки.
- вдохните глубоко и со вздохом забудьте обиды вчерашнего дня.
- выдохните из себя тепло солнечных лучей. Представьте в своем сердце маленькую 
звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь – звездочка увеличилась.
Направляем лучик, который несет мир – звездочка опять увеличилась.
Направляем лучик с добром – звездочка стала ещё больше.
А теперь направляем к звездочке много лучиков, которые несут здоровье, радость, тепло, 
свет, ласку, нежность. Теперь звездочка становится большой-большой как солнце. Оно 
несет тепло всем, всем, всем. Я желаю, чтобы ваше сердечко несло тепло, ласку 
всем людям. Откройте глаза, встаньте, вот с таким хорошим и прекрасным настроением 
несите в мир добро и ласку, любите и уважайте друг друга, помогайте тем, кто
хоть чуть- чуть отличается от вас. Помните об этом и не забывайте!